МЕТОДИКА РАНЖИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методика ранжирования организаций профессионального образования позволяет объективно измерять успешность учебных заведений, а также сопоставлять эффективность подготовки кадров в разрезе регионов, направлений подготовки (групп специальностей) и конкретных специальностей.

А. Принципы формирования рейтинга

При разработке рейтинга использовались два основополагающих принципа.

Во-первых, относительность данных. Сравнение регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей по абсолютным показателям нецелесообразно ввиду их разных масштабов, поэтому оценка осуществляется на основе относительных показателей.

На примере условных цифр: в регионе «А» трудоустроились 30000 выпускников, в то время как в регионе «Б» – 3000 выпускников. Абсолютное превосходство региона «А» может не являться свидетельством его эффективности виду разных масштабов.

Так, если общее число выпускников (трудоустроенных и нетрудоустроенных) в регионах «А» и «Б» составляет соответственно 40000 и 3200 человек, тогда, напротив, сравнение на основе относительного показателя «Доля трудоустроенных выпускников» указывает на большую эффективность региона «Б» (93,75%) по сравнению с регионом «А» (75,00%).

Во-вторых, нормализация данных. Рейтинг должен использовать разнородные данные, для чего необходимо их приведение к единой шкале.

Например, не представляется возможным сравнение эффективности двух учебных заведений по доле трудоустроенных выпускников, измеряемой в процентах, и среднемесячному размеру заработной платы, измеряемому в тенге.

Для возможности сравнения, каждый показатель нормируется, то есть приводится к единой бальной шкале. В настоящем рейтинге используется шкала от 1 (минимум) до 100 (максимум) баллов.

B. Показатели

В рейтинге используются шесть показателей.

1. Работа во время учебы

Разработка показателя. По каждому отдельно взятому выпускнику отслеживается наличие пенсионных взносов во время последнего года обучения. В случае наличия, в массиве данных фиксируется значение «1», в случае отсутствия – «0». Далее значения по массиву выпускников усредняются в диапазонах родственных регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей.

Формула 1.

∑ выпускников,имеющих пенсионные взносы в последний год обучения (нужный диапазон)
∑ всех выпускников (нужный диапазон)

Интерпретация и важность. Показатель следует «читать» как долю выпускников, занятых оплачиваемой работой (подработкой) в последний год обучения.

Значение «0%» означает, что никто из студентов не работал в последний год учебы, значение «100%» – все студенты работали. Как правило, фактические данные в большинстве случаев находятся в интервале между данными крайними случаями.

Показатель важен, поскольку отражает привлекательность молодого специалиста, еще не завершившего обучение, в глазах работодателя и, тем самым, свидетельствует о доверии к учебному заведению и/или востребованности специальности. Кроме того, высокое значение показателя демонстрирует наличие тесных связей учебного заведения с местными работодателями, эффективность мер профессиональной ориентации, упор на практическую подготовку в ходе обучения.

2. Продолжительность поиска работы

Разработка показателя. По каждому отдельно взятому выпускнику рассчитывается «Наблюдаемый период 1» с момента выпуска из стен учебного заведения до момента обследования, пришедшегося на июль 2018 года.

Необходимо указать, что при анализе использованы данные о выпускниках 2015, 2016 и 2017 годов ВУЗов (два типовых срока обучения по 4 и 5 лет) и колледжей (множество типовых сроков обучения). В этой связи «Наблюдаемый период 1» для каждого выпускника является разным. Например, для выпускника ВУЗа, окончившего обучение в июне 2015 года, период составляет 36 месяцев (с июля 2015 года до июня 2018 года включительно). Для выпускника колледжа, завершившего учебу в декабре 2016 года, период составляет 18 месяцев (с января 2017 года до июня 2018 года включительно).

Далее в рамках «Наблюдаемого периода 1» по каждому выпускнику фиксируется момент поступления первого пенсионного взноса, принимаемого за трудоустройство, и рассчитывается «Период поиска работы».

Формула 2.

∑ месяцев без пенсионных взносов (индивидуально по выпускникам)
∑ месяцев "Наблюдаемого периода 1" (индивидуально по выпускникам)

Далее значения по массиву выпускников усредняются в диапазонах родственных регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей.

Формула 3.

∑ "Периодов поиска работы" выпускников (нужный диапазон)
∑ всех выпускников (нужный диапазон)

Интерпретация и важность. Показатель следует «читать» как часть времени, затраченного выпускником на нахождение места работы с момента окончания учебы до июля 2018 года.

Значение «0%» означает, что никто из выпускников не сумел трудоустроиться, значение «100%» – все студенты трудоустроились сразу после окончания учебы. Как правило, фактические данные в большинстве случаев находятся в интервале между данными крайними случаями.

Показатель важен, поскольку напрямую свидетельствует о востребованности специальности на рынке труда. Чем меньше составляет «Продолжительность поиска работы», тем выше эффективность учебного заведения.

3. Уровень трудоустройства

Разработка показателя. По каждому отдельно взятому выпускнику рассчитывается «Наблюдаемый период 2» с момента поступления первых пенсионных взносов до момента обследования, пришедшегося на июль 2018 года.

Далее по каждому выпускнику рассчитывается продолжительность получения пенсионных взносов в «Наблюдаемом периоде 2». В случае наличия взносов в течение минимум 2 месяцев для выпускников 2017 года, 3 месяцев для выпускников 2016 года и 5 месяцев для выпускников 2015 года в массиве данных фиксируется значение «1», в случае отсутствия – «0». Дифференциация минимальных значений позволяет отсеять случайные подработки выпускников, не являющиеся стабильной работой.

На последнем шаге значения по массиву выпускников усредняются в диапазонах родственных регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей.

Формула 4.

∑ выпускников,имеющих минимальное число взносов в "Наблюдаемом периоде 2" (нужный диапазон)
∑ всех выпускников (нужный диапазон)

Интерпретация и важность. Показатель следует «читать» как долю трудоустроенных выпускников.

Значение «0%» означает, что никто из выпускников не сумел трудоустроиться, значение «100%» – все студенты трудоустроились. Как правило, фактические данные в большинстве случаев находятся в интервале между данными крайними случаями.

Показатель напрямую указывает на конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

4. Стабильность работы

Разработка показателя. По каждому отдельно взятому трудоустроенному выпускнику в рамках «Наблюдаемого периода 2» рассчитывается количество месяцев, когда за него выплачиваются пенсионные взносы. Не трудоустроенные выпускники в расчет не принимаются.

Далее по каждому рассчитывается «Период стабильного получения взносов».

Формула 5.

∑ месяцев,где присутствуют взносы (индивидуально по выпускникам)
∑ месяцев "Наблюдаемого периода 2" (индивидуально по выпускникам)

Далее значения по массиву выпускников усредняются в диапазонах родственных регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей.

Формула 6.

∑ "Периодов стабильного получения взносов" выпускников (нужный диапазон)
∑ всех выпускников (нужный диапазон)

Интерпретация и важность. Показатель следует «читать» как часть времени, в интервале которого с момента первого трудоустройства и до момента обследования выпускник имеет работу.

Значение «0%» неприменимо к данному показателю, поскольку в расчет принимаются только трудоустроенные выпускники, значение «100%» подразумевает, что все выпускники не имели перерывов в работе и периодов безработицы.

Показатель важен, поскольку характеризует профпригодность выпускника в глазах работодателя, готовность продолжать с ним работу на основе «подкрепленного впечатления» после получения первых результатов работы выпускника. Кроме того, показатель может свидетельствовать о «качестве» (стабильности) рабочего места, а также об эмоционально-психологической готовности самих выпускников к длительной работе на одном рабочем месте.

5. Средняя зарплата

Разработка показателя. По каждому отдельно взятому трудоустроенному выпускнику в рамках «Наблюдаемого периода 2» рассчитывается фактический ежемесячный размер заработной платы путем умножения размера пенсионных взносов в 10 раз (ставка обязательных пенсионных взносов в Казахстане составляет 10%).

Далее по каждому выпускнику рассчитывается его «Личный средний размер заработной платы» в «Наблюдаемом периоде 2».

Формула 7.

∑ размеров ежемесячных заработных плат (индивидуально по выпускникам)
∑ месяцев получения взносов в рамках "Наблюдаемого периода 2" (индивидуально по выпускникам)

Далее значения по массиву выпускников усредняются в диапазонах родственных регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей.

Формула 8.

∑ "Личных средних размеров заработных плат" выпускников (нужный диапазон)
∑ всех выпускников (нужный диапазон)

Интерпретация и важность. Наглядный показатель, указывающий на средний размер заработных плат, получаемых выпускниками родственных регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей. Единица измерения – тенге.

Показатель важен, поскольку характеризует «качество» рабочего места выпускника и его «ценность» в глазах работодателя.

Вместе с тем, у показателя имеются два ограничения.

Во-первых, согласно Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении» ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-кратный минимальный размер заработной платы. Тем самым, при превышении данного порога, фактический размер заработной платы отдельных выпускников может быть занижен. Тем не менее, число выпускников, чей размер заработных плат составляет 10% от указанного порога, в анализируемом массиве данных является статистически незначимым.

Во-вторых, корректность прямого сравнения размера заработных плат вызывает определенные сомнения. Например, недостаточно верно сравнивать зарплаты выпускников, трудоустроившихся в нефтегазовом секторе на западе республики, с зарплатами выпускников, работающих в отрасли сельского хозяйства на юге страны.

Данное обстоятельство учтено при формировании рейтинга.

Во-первых, «Средняя зарплата» статистически будет оказывать небольшое влияние на суммарный результат рейтинга за счет небольшого веса данного показателя (см. далее подраздел «Приоритизация и структура рейтинга»), то есть будет служить больше в качестве дополнительной информации, интересной для всех пользователей рейтинга.

Во-вторых, в этой связи в структуре рейтинга введен следующий показатель.

6. Отношение зарплаты выпускников к зарплатам опытных коллег

Разработка показателя. По каждому отдельно взятому трудоустроенному выпускнику из информационной системы выгружается бизнес идентификационный номер (БИН) его работодателя. Согласно БИНу устанавливается отрасль и регион нахождения места работы.

В качестве «средних заработных плат опытных работников» используется Матрица средних заработных плат по республике в разрезе одновременно отраслей и регионов, предоставленная Комитетом по статистике Республики Казахстан.

Далее для каждого выпускника определяется «Разрыв» между его среднемесячным размером заработной платы и средним размером заработной платы, получаемой опытными работниками в тех же регионах и отраслях, в которых трудоустроен выпускник.

Формула 9.

размер среднемесячной заработной платы выпускника (индивидуально по выпускникам)
размер среднемесячной заработной платы опытного работника (согласно Матрице)

Далее значения по массиву выпускников усредняются в диапазонах родственных регионов, учебных заведений, направлений подготовки и конкретных специальностей.

Формула 10.

∑ "разрывов" зарплат выпускников и опытных работников(нужный диапазон)
∑ всех выпускников (нужный диапазон)

Интерпретация и важность. Показатель стоит интерпретировать как «Сколько процентов от средней зарплаты опытных работников составляет размер зарплаты выпускников».

Показатель важен, поскольку создает объективный способ оценки заработных плат выпускников в сравнении с более опытными коллегами. Это качественный показатель, характеризующий уровень оплаты труда выпускников вне зависимости от дифференциации оплаты труда в различных отраслях и регионах страны.

C. Нормализация показателей

Как указано выше, в настоящем рейтинге используется шкала от 1 (минимум) до 100 (максимум) баллов

При приведении к 100-балльной шкале для показателей, по которым большее значение означает лучшее положение дел, применяется формула прямой зависимости.

Формула 11.

99 *
рассматриваемый показатель -худший показатель в диапазоне
лучший показатель в диапазоне-худший показатель в диапазоне
+ 1

Указанная «формула 11» применяется ко всем показателям рейтинга за исключением второго показателя «Продолжительность поиска работы», поскольку в его случае чем дольше выпускники ищут работу, тем хуже они подготовлены.

Формула 12.

- 99 *
рассматриваемый показатель -худший показатель в диапазоне
лучший показатель в диапазоне-худший показатель в диапазоне
+ 100

В этой связи в случае с данным показателем используется реверсивная «формула 12».

D. Приоритизация и структура рейтинга

Значимость используемых показателей отличается друг от друга, поэтому при формировании рейтинга необходимым является определение более и менее приоритетных показателей.

Для этого каждому показателю присваивается вес.

Чем больше вес:

  • тем большей значимостью обладает оцениваемый показатель при формировании рейтинга,
  • тем в большей степени значение данного показателя повлияет на позицию в рейтинге

Сумма весов по всем показателям составляет 100%.

Учитывая приоритеты, которые диктуются целями настоящего исследования, значимость и веса показателей распределены как это представлено в следующей таблице.

Таблица 1. Структура рейтинга

Показатель Единица измерения Вес
1 Работа во время учебы % 4%
2 Продолжительность поиска работы % 15%
3 Уровень трудоустройства % 21%
4 Стабильность работы % 35%
5 Средняя зарплата тенге 5%
6 Отставание зарплаты выпускников от опытных коллег % 20%
ВСЕГО 100%

Наибольший удельный вес 35% присвоен «Стабильности работы», поскольку сам факт трудоустройства не является полноценным свидетельством качества работы.

Например, в массиве рассмотренных случаев выпускников достаточно часто встречаются случаи, когда из 100% времени с момента первого трудоустройства, выпускник фактически работает менее 50% времени с частыми перерывами в работе и сменами работодателей. Причем каждое новое место работы не гарантирует ему роста заработной платы.

В этой связи показателю «Уровень трудоустройства» присвоен меньший, но тем не менее, второй по значимости вес в размере 21%.

Третьим по удельному весу в размере 20% является показатель «Отставания зарплаты выпускников от опытных коллег», как наиболее объективный показатель, характеризующий уровень доходов выпускников.

Значимый вес 15% присвоен показателю «Продолжительность поиска работы», в том числе ввиду его социальной значимости.

Наименьшие веса имеют показатели «Средняя зарплата» (5%) ввиду ограниченной объективности, и «Работа во время учебы» (4%) ввиду целевой направленности рейтинга по оценке успешности молодых людей на этапе после выпуска из стен учебных заведений.