В эту категорию входят граждане, оказавшиеся без работы в связи с ликвидацией работодателя или сокращением численности или штата работников. Для них предусмотрены следующие активные меры занятости:
В течении 10 дней со дня обращения в Центр занятости населения (ЦЗН) или подачи заявки через портал можно найти работу по желаемой специальности (при наличии существующей вакансии на Портале ЭБТ или базе ИС «Рынок труда»).
Куда обращаться: в Центр занятости населения по месту жительства.
Какие документы нужны: документ, удостоверяющий личность и приказ о высвобождении.
Дает возможность пройти переподготовку и повысить уровень своей квалификации.
Срок обучения - до 6 месяцев. Выплачивается материальная помощь:
- на проезд за весь период обучения в организациях образования, расположенных в пределах области, но вне населенных пунктов мест постоянного проживания участников программы "Еңбек", до места обучения и обратно - в размере 4 месячных расчетных показателей (МРП);
- на проживание ежемесячно в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте, Атырауской и Мангистауской областях - в размере 10 МРП; в остальных областях - в размере 5 МРП, в организациях образования, расположенных вне населенных пунктов мест постоянного проживания участников программы "Еңбек";
- на прохождение медицинского осмотра за весь период обучения - в размере 2 месячных расчетных показателей.
Куда обратиться: в Центр занятости населения по месту жительства
Какие документы нужны: документ удостоверяющий личность, приказ о высвобождении, копию диплома об образовании (аттестат, свидетельство, диплом).
Предоставляет возможность обучиться основам предпринимательства и получить навыки ведения бизнеса.
Продолжительность обучения составляет не менее 25 календарных дней.
Процесс обучения в обязательном порядке включает в себя индивидуальные консультации, а также тренинги по навыкам публичного выступления и защиты бизнес проекта для получения кредита.
По итогам обучения выдается сертификат об участии в обучении по проекту «Бастау Бизнес».
Куда обратиться: в центр занятости населения по месту жительства.
Какие документы нужны: документ, удостоверяющий личность; копия диплома об образовании (аттестат, свидетельство, диплом).
Осуществляется в сельских населенных пунктах и малых городах для открытия микробизнеса, расширения деятельности начинающих и действующих предпринимателей, создания сельскохозяйственных кооперативов и развития деятельности участников якорной кооперации.
Обязательными условиями для получения кредита/микрокредита являются его регистрация в налоговых органах и наличие направления из центра занятости населения.
Кредиты/микрокредиты для открытия микробизнеса выдаются после защиты бизнес-проектов в рамках проекта «Бастау-Бизнес» либо при наличии сертификата о прохождении курсов обучения основам предпринимательства в рамках других программ в течение последних 36 месяцев с даты получения сертификата, предшествующих дате обращения за кредитом/микрокредитом.
Срок кредита/микрокредита – до 5 лет.
Срок кредита/микрокредита для проектов в сфере животноводства и создания сельскохозяйственных кооперативов – до 7 лет.
Максимальная сумма кредита/микрокредита:
- в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах – до 2,5 тыс. МРП, для развития якорной кооперации – до 8,0 тыс. МРП;
- в городах, моногородах (кроме городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актау, Атырау) – до 6,5 тыс. МРП;
- в городах Нур-Султан, Алматы, Шымкент, Актау, Атырау – до 8,0 тыс. МРП.
Номинальная ставка вознаграждения – не более 6% годовых.
Куда обратиться: в акиматы сельских округов или центр занятости населения по месту жительства.
Какие документы нужны: документ, удостоверяющий личность; сертификат об окончании обучения по проекту «Бастау-Бизнес» либо сертификат о прохождении курсов обучения основам предпринимательства в рамках других программ.
Предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе участникам программы «Еңбек», реализующим или планирующим реализовать стартовый бизнес.
Размер гранта - 200 месячных расчетных показателей.
Претендентами на получение государственных грантов являются участники программы «Еңбек», прошедшие обучение основам предпринимательства по проекту «Бастау-Бизнес» или завершившие краткосрочное обучение в рамках первого направления программы «Еңбек» и ранее не получавшие гранты в рамках других государственных программ.
Государственные гранты используются на приобретение необходимого инвентаря, орудий труда, технологического оборудования, скота, птицы.
Куда обратиться: в Центр занятости населения по месту жительства.
Какие документы нужны: документ, удостоверяющий личность; сертификат об окончании обучения по проекту «Бастау-Бизнес» или о прохождении курсов краткосрочного обучения.
Создаются для трудоустройства безработных лиц с субсидированием их заработной платы.
Срок трудоустройства на социальные рабочие места составляет не более 12 месяцев.
По инициативе работодателя, при возникновении вакансии и с согласия участника, допускается трудоустройство на постоянную работу до окончания срока заключенного трудового договора.
При направлении на социальные рабочие места учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности безработных.
Куда обратиться: в центр занятости населения по месту жительства.
Какие документы нужны: документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий трудовую деятельность (при наличии), копия диплома об образовании (аттестат, свидетельство, диплом); документ о наличии специальных знаний или профессиональной подготовки (при наличии).
Не требуют предварительной профессиональной подготовки работника и имеют социально-полезную направленность. На участие в общественных работах имеют право граждане, не обеспеченные работой в связи с простоем предприятия.
Срок трудоустройства на общественные работы составляет не более 12 месяцев.
Куда обратиться: в Центр занятости населения по месту жительства
Какие документы нужны: документ удостоверяющий личность и копия диплома об образовании (аттестат, свидетельство, диплом).
Еще одна возможность найти работу в рамках реализации программы «Еңбек».
Переселение осуществляется по следующим направлениям:
- межрегиональное переселение – из трудоизбыточных областей втрудодефицитные области с обязательным условием по содействию в трудоустройстве и/или предпринимательской инициативе;
- внутриобластное переселение – из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом развития в города областного (районного) значения, в точки экономического роста при наличии возможности обеспечения жильем из государственного жилищного фонда и/или за счет работодателей и трудоустройства на постоянное рабочее место.
Государственная поддержка добровольного межрегионального переселения на новом месте жительства включает:
- предоставление материальной помощи на переезд;
- возмещение расходов по аренде жилья и оплате коммунальных услуг;
- предоставление служебного жилья и комнат в общежитиях для трудовой молодежи, построенных (приобретенных) ранее в рамках программы «ДКЗ 2020», а также арендного жилья через приобретение (выкуп) и/или строительство жилья;
- предоставление субсидий работодателям, оказывающим содействие в переселении;
- направление на обучение в организации ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение при необходимости;
- содействие в трудоустройстве и предпринимательской инициативе.
Участникам программы «Еңбек» и членам их семей, а также одиноким лицам, независимо от семейного положения, предоставляется материальная помощь на переезд – единовременно в размере 35 МРП на главу и каждого члена семьи.
Материальная помощь на переезд участнику программы «Еңбек» и членам его семьи предоставляется после их прибытия на новое место жительства.
Семье участника программы «Еңбек», в том числе одиноким, предоставляется материальная помощь на возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг – ежемесячно, в течение 12 месяцев в следующих размерах:
- Для переселившихся в городскую местность:
- в размере 20 МРП для одного человека;
- в размере 25 МРП при количестве членов семьи от двух до четырех;
- в размере 30 МРП при количестве членов семьи пять и более.
2. Для переселившихся в сельскую местность:
- в размере 15 МРП для одного человека;
- в размере 18 МРП при количестве членов семьи от двух до четырех;
- в размере 21 МРП при количестве членов семьи пять и более.
Меры государственной поддержки в добровольном переселении предоставляются участнику программы «Еңбек» и членам его семьи однократно.
Куда обратиться: вцентр занятости населения по месту жительства.
Какие документы нужны: документ удостоверяющий личность, документ, подтверждающий трудовую деятельность (при наличии).
Участники программы «Еңбек», при желании и соответствии квалификации, могут быть трудоустроены на рабочие места, открытые в рамках проектов, реализуемых в их районе (городе).
Инфраструктурные проекты осуществляется по следующим видам работ и объектов:
- Капитальный и текущий ремонт объектов образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, спорта, досуга и отдыха;
- Благоустройство населенных пунктов (освещение и озеленение улиц, парков и скверов, снос бесхозных объектов, обустройство имеющихся полигонов твердых бытовых отходов, малых архитектурных форм, ограждений, детских игровых и спортивных площадок);
- Капитальный и текущий ремонт социально-культурных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры для обеспечения доступности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- Капитальный, средний и текущий ремонт городских автомобильных дорог, внутрипоселковых и внутрисельских дорог, подъездных дорог, дорог районного значения, тротуаров, плотин, дамб и мостов;
- Капитальный, средний и текущий ремонт объектов водоснабжения, канализации, системы газо-, тепло-, электроснабжения.
Куда обратиться: в центр занятости населения по месту жительства.
Какие документы нужны: документ, удостоверяющий личность; при наличии копии документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом) и/или других документов, подтверждающих прохождение обучения (удостоверение, сертификат).