Оператор интеллектуальных киберфизических инфраструктур

Профессия появится после 2030
01
Информационные технологии

Занимается текущим управлением интеллектуальной системой, мониторингом ее работы, постановкой и корректировкой задач.

Новизна профессии: оперативное управление сверхсложными системами потребует подготовки специалистов широкого профиля, разбирающихся в различных видах киберфизических инфраструктур.

Ключевые компетенции профессии:

  • управление и координация интеллектуальных киберфизических инфраструктур;
  • мониторинг состояния и работоспособности инфраструктур;
  • текущее устранение неполадок операционного уровня.

Надпрофессиональные компетенции

Умение специалиста объединять (обобщать) частные факты в общую картину, строить иерархические уровни для понимания различных ситуаций (экономических, политических, деловых) и приятия долгосрочных решений. Важным качеством является понимание того, как изменение одного элемента, в последствии, отразится на других элементах.

Значимость системного мышления возрастает по причине ускорения изменений в жизни, необходимости осваивать новые профессии, а также нарастания взаимопроникновения различных сфер друг в друга (соц сети, экономика, политика, производство и т.д.).

Специалисты с навыками системного мышления смогу решать такие задачи, принятие сильных долгосрочных решений в условиях быстрых изменений в экономике, проводить диагностику больших технических и социальных систем, принимать решения об устранении корневых причин, сдерживающих развитие, также этот навык позволит обеспечить интеграцию различных проектных команд в единый рабочий организм.

skill

Системное мышление

Управление проектами и процессами включает в себя способность фокусировать свое внимание на целях проекта, умение грамотно планировать и организовывать действия команды для эффективного выполнения поставленных задач, умение оценивать существующие риски и возможности для всех сторон взаимодействия. Специалист, владеющий этим навыком, знает, как правильно выстроить работу по проекту в заданных рамках финансирования, умеет грамотно распределять работу с целью соблюдения обозначенных проектом сроков. Такой специалист постоянно обучается чему-то новому, не боится совершать ошибки, умеет генерировать новые эффективные способы решения проблем и поставленных задач. Востребованность специалистов, владеющих знаниями и инструментами в области проектного управления, будет повышаться, так как проектная деятельность рассматривается компаниями в качестве важнейшего фактора их эффективного развития
skill

Управление проектами и процессами

В эту сферу включены разнообразные навыки, связанные с разработкой и настройкой систем искусственного интеллекта, наладкой и настройкой роботов, разработкой программ для управления производственными процессами и отдельными машинами.

Автоматизация и роботизация стремительно проникают во все сферы, включая производство. Ожидается, что через 15-20 лет машины заменят человека в большинстве рутинных операций, не требующих творческих навыков. Поэтому потребность в специалистах с данными навыками будет расти во всех отраслях. Именно эти специалисты и должны будут обеспечить массовый приход машин во все отрасли экономики.

Автоматизация производства позволит исключить человеческий фактор и повысить производительность труда там, где присутствуют рутинные операции, не требующие особой подготовки и творческих навыков. Специалисты будут востребованы не в основном производстве, а в сфере обслуживания и настройки машин, роботов и систем, принимающих алгоритмизированные решения.

skill

Программирование, робототехника, искусственный интеллект

Клиентоориентированность понимают как умение работать с запросами потребителя, способность компании и сотрудников своевременно определять желания клиентов, чтобы удовлетворить их своей продукцией или услугой с максимальной выгодой. Эта компетенция стала критически важной для успешности компаний, конкуренция за потребителя все время растет, и все работодатели хотят видеть у себя клиентоориентированных сотрудников. Во второй половине XX века появилось понятие внутреннего клиента, т.е. промежуточного потребителя, расположенного дале по производственной цепи внутри одной компании. Владение этой компетенцией позволяет точно понять запрос клиента и предложить наиболее подходящее для него решение, а так же выстроить процесс производства и сервиса более рационально, исключив из него стадии, не важные для клиента.
skill

Клиенто-ориентированность

Межотраслевая коммуникация состоит в понимании технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях кросс функциональное и кросс дисциплинарное взаимодействие. Все больше передовых продуктов создается на стыке разных отраслей и специалистам необходимо умение разбираться одновременно в нескольких областях знаний. Эта компетенция позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей, за счет такого взаимного обогащения обеспечивать развитие внутри своей области. Обладающие такой компетенцией специалисты могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения.
skill

Межотраслевая коммуникация

Бережливое производство – это концепция управления предприятием, основанная на постоянном поиске, сокращении или устранении потерь. Под потерями понимаются те действия, процессы или операции, которые потребляют ресурсы (человеческие, временные, материальные и т.д.), но не добавляют ценности для конечного или промежуточного потребителя.

Бережливое производство меняет подход к управлению эффективностью предприятия с экстенсивного (работать больше и быстрее) на интенсивный (работать эффективнее, т.е. делать только то, что необходимо и не делать того, без чего можно обойтись).

Специалисты, обладающие компетенциями бережливости, смогут повысить эффективность подразделений или предприятий целиком без привлечения больших инвестиций. Актуальность бережливых методов управления возрастает, потому что традиционные методы управления уже достигли своего пика, дальнейшее развитие бизнеса будет все больше фокусироваться на интенсивном развитии и методах бережливых улучшений.

skill

Бережливое производство

Образовательные учреждения

education

Назарбаев Университет

https://nu.edu.kz/ru/

Подробнее
education

Международный университет информационных технологий

https://iitu.kz/ru/

Подробнее
education

Казахстанско-Британский технический университет

https://www.kbtu.kz/ru/

Подробнее
education

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева

https://www.enu.kz/ru/o-enu/istoriya-universiteta/

Подробнее
education

Казахский национальный аграрный университет

https://www.kaznau.kz/

Подробнее
education

Алматинский университет энергетики и связи

https://aues.edu.kz/ru/

Подробнее
education

Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д.Серикбаева

https://www.ektu.kz/contacts.aspx?lang=ru

Подробнее
education

Костанайский инженерно-экономический университет им. М.Дулатова

https://kineu.kz/

Подробнее
education

Алматинский технологический университет

https://atu.kz/

Подробнее
education

Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова

https://tou.edu.kz/ru/

Подробнее
education

Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем

https://kazuits.edu.kz/ru/

Подробнее
education

Казахский национальный университет им. Аль-Фараби

https://www.kaznu.kz/ru

Подробнее

Компании, в которых возможно данная профессия будет востребована